·
вызов,
·
осмысление,
·
рефлексия.
На первом этапе
происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью
является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование
ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти
ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста,
обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные
знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера
может применяться на любой из стадий.
·
На
этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои
предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной
деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
·
На
стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный
материал.
·
На
стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный
материал.
· На
стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных
знаний.
Возможно
применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия,
на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой
они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные.
Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение
предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Основные принципы
составления кластера
Кластер оформляется
в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное
понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные
с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания,
предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся
данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться
менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и
расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории,
обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Правила оформления кластера на уроке
В зависимости от
способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном
листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания.
Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши,
ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и
нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей
информации.
Рекомендации по составлению кластера
Существует
несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит
бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто
ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания
могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению
и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит
бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить
как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и
станет на свои места.
Применение метода кластер
Метод кластера
может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.
Форма работы при
использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной,
групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей
и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в
другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый
учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых
знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе
персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая
графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы
на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у
учащихся определенного опыта в его составлении.
Пример
В качестве примера
приведем составление кластера на уроке информатике при изучении темы «Алгоритм.
Свойства алгоритмов».
Итогом урока должен стать анализ
полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных
суждений и обобщением полученной информации.
Достоинства и результаты применения приема
Применение
кластера имеет следующие достоинства:
·
он
позволяет охватить большой объем информации;
· вовлекает
всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
· дети
активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать
неверное суждение.
В ходе данной
работы формируются и развиваются следующие умения:
·
умение
ставить вопросы;
·
выделять
главное;
·
устанавливать
причинно-следственные связи и строить умозаключения;
·
переходить
от частностей к общему, понимая проблему в целом;
·
сравнивать
и анализировать;
·
проводить
аналогии.
Что дает
применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное
мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои
оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение,
сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний,
развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к
творческой переработке информации.
Выводы. Уроки с применением метода кластера дают
ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу
творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в
образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку
сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им
ощущение творческой свободы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий